Вспашка целины мотоблоком — за и против
«Мне мотоблок с плугом нужен, чтобы целину вспахать. Посоветуйте, что купить»?
Такой запрос в магазине садовой техники — не редкость. Обычно он звучит из уст человека, купившего участок, который не обрабатывался как минимум последние несколько лет, и планирующего использовать его под огород, как минимум частично. Твёрдая, заросшая густой травой почва, естественно, не поддаётся обработке культиватором, поэтому в первую очередь такой участок надо вспахать. Рынок предлагает множество моделей культиваторов и мотоблоков с плугами. Кажется, что решение на поверхности, — берёшь технику с плугом, пашешь, а в дальнейшем работаешь ею, но уже в режиме культиватора. Одна машина на все случаи жизни, это же удобно?
В действительности всё гораздо сложнее, но обычно у покупателя очень мало шансов узнать о тех подводных камнях, которые его ждут при выборе мотоблока с плугом для вспашки целины. В рассматриваемом нами случае в гипермаркете предложат самую мощную и тяжёлую машину, какая есть в наличии. И того бренда, который в данный момент выгоднее всего продавать. В интернет-магазине сервис может оказаться лучше. Если он специализируется на садовой технике, то там подберут ещё более мощную и тяжёлую модель (что для вспашки, безусловно, хорошо) и не забудут про утяжелители колёс и передний груз. В общем, получите машину весом далеко за центнер, с обширной комплектацией и внушительной стоимостью всего комплекта. Но точно ли это именно то, что нужно?
С подобными запросами лучше всего идти в специализированные центры по продаже садовой техники, к дилерам производителей — там, где годами работают одни и те же консультанты. Когда продавец знает, что недовольный клиент может вернуться и предъявить претензию по поводу плохой консультации ему лично, это сильно меняет мотивацию. Попыток «впарить» что-то ненужное в таком случае гораздо меньше. И в садовом центре консультант, скорее всего, скажет: «Вам не нужен мотоблок с плугом, купите культиватор среднего класса». И это абсолютно разумная рекомендация. В этой статье мы не просто расскажем, а ещё и на примере вспашки настоящей целины покажем, почему такое решение — на самом деле правильное.
Что нужно для успешной пахоты?
Если культивация — это измельчение и активное перемешивание верхнего слоя почвы, то пахота подразумевает обязательный переворот пласта, без его дробления. Для вспашки нужно большое тяговое усилие, соответственно машина должна быть тяжёлой и на колёсах с развитыми грунтозацепами. А ещё очень важна скорость вращения колёс на первой передаче — у некоторых мотоблоков, даже тяжёлых дизельных, она слишком велика. Такие машины плохо приспособлены для пахотных работ, они больше ориентированы на перевозку грузов в прицепе.
Поэтому если нужно именно пахать именно мотоблоком, и именно целину, то логично выбирать машину в первую очередь тяжёлую, а не просто мощную. И дополнительно утяжелять её, для чего отдельно продаются грузы на колёса. И не забыть про фронтальный груз, навешиваемый на раму, — он не только даёт дополнительную нагрузку, снижая риски пробуксовки, но служит ещё и противовесом плугу, машина получается более сбалансированной. И вот собрали вы этот весьма увесистый агрегат, выкатили в поле… возможно, даже вспахали. Почему «возможно» — скажем ниже, пока что давайте задумаемся — а дальше-то что? Целины больше нет, не будете же вы каждый год покупать новый, не обрабатывавшийся ранее участок. Зато сейчас вы являетесь счастливым владельцем мощного и тяжёлого мотоблока и участка земли площадью 20, ну пусть даже 30 «соток».
Использовать как культиватор? Можно, фрезы обычно идут в комплекте практически ко всем моделям. Но этого объёма работы — максимум на несколько часов, дальше машину можно убирать в гараж до следующего сезона. Получается, что почти всё время она будет простаивать. Да и сам процесс культивации с помощью тяжёлого мотоблока на относительно небольшом участке — удовольствие сомнительное. По прямой он идёт уверенно, но в ограниченном пространстве нужно постоянно маневрировать. Несмотря на наличие задней передачи, это всё равно требует физических усилий, хотя бы потому, что при движении назад (которое часто имеет характер довольно резкого рывка) мотоблок норовит задрать рукоятки вверх, их приходится «ловить», одновременно стараясь самому не угодить ногой под фрезы.
|
Один из корпусов оборотного плуга мотоблока MasterYard. Вертикальное лезвие подрезает дернину, это показатель, что плуг предназначен в том числе и для давно не обрабатываемых участков. Ещё одна важная особенность — сменный лемех. Эта деталь подвержена наиболее интенсивному износу, возможность её замены продлевает ресурс всего плуга в целом. |
|
|
|||||
ДВИГАТЕЛЬ: дизельный MasterYard CF178F; 178 см³ | Дизельный мотоблок MasterYard QJ Diesel TWK+ в полном пахотном оснащении, с колёсными и фронтальным грузами и оборотным плугом. Суммарный вес машины с таким «обвесом» — около 150 кг. А на заднем плане — земля, которую ему предстоит пахать, не обрабатывавшаяся в течение многих лет. | ДВИГАТЕЛЬ: Caiman Green Engine; OHV; горизонтальный вал; поперечное расположение; 212 см³ | Бензиновый культиватор Caiman Trio 70 С3, тоже в пахотном оснащении — с колёсными грузами и плугом. | |||
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,5 л | ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,6 л | |||||
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; шестерёнчато-цепной редуктор; количество передач — 2 передних, 1 задняя; отбор мощности с помощью шкива | ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач — 2 передние, 1 задняя | |||||
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 360 мм | ДИАМЕТР ФРЕЗ: 360 мм | |||||
ШИРИНА ОБРАБОТКИ (при культивации): 900 мм; глубина обработки — до 320 мм | ШИРИНА ОБРАБОТКИ (при культивации): 900 мм; глубина обработки — до 320 мм | |||||
ВЕС: 85 кг (без дополнительных грузов) |
ВЕС (с фрезами): 64 кг |
Проверяем теорию практикой
Мы решили проверить на практике, насколько это вообще выполнимая задача — вспахать мотоблоком целину. Понятно, что почвы сильно различаются от региона к региону, поэтому само понятие «целина» для всех будет разным, какой-то единой «эта- лонной» оценки не существует. Мы подобрали участок, который не обрабатывался минимум десять лет, густо заросший высокой травой. Почва плотная, с густой дерниной — это очень жёсткие условия.
Для работы выбрали две машины разного класса. Одна — тяжёлый дизельный мотоблок MasterYard QJ Diesel TWK+. С полным комплектом дополнительных грузов и оборотным двухлемеховым плугом его вес около 150 кг.
Вторая модель — Caiman Trio 70 C3. Мощность двигателя у него даже выше, чем у дизельного MasterYard, но двигатель бензиновый. Это культиватор тяжёлого класса, однако тяжёлым он смотрится на фоне других культиваторов, а по сравнению с MasterYard — пушинка. С фрезами он весит 64 кг. Даже добавив колёсные и фронтальный грузы, до 150 кг его вес не довести.
Почему мы подобрали именно такой состав участников? Всё просто: MasterYard — это воплощение идеального «пахотного» мотоблока. Если не справится он, то можно делать вывод, что мотоблокам на «нашей» целине вообще делать нечего.
А вот Caiman Trio — олицетворение популярной универсальной машины для широкого круга задач, подходящей в том числе и для средних по размерам личных приусадебных участков. На двадцати сотках MasterYard может показаться слоном в посудной лавке, более лёгкий и маневренный Caiman Trio в таких условиях намного удобнее. Но каков он на целине? Вот и проверим.
Теоретически задача кажется не очень сложной. Если плуг настроен правильно, то мотоблок должен уверенно двигаться вперёд, полностью переворачивая почвенный пласт. Задача оператора — удерживать выбранное направление, чтобы борозда была ровной, и контролировать качество вспашки. О настройках плуга мы подробно расскажем в следующей статье в этом же выпуске журнала — мы уже публиковали её ранее, но считаем полезным повторить. Плуг-то мы настроили, но дальше ситуация начала развиваться немного не по «теоретическому» сценарию.
Чтобы мотоблок двигался прямолинейно и равномерно, почва должна быть ровной. Чего, понятное дело, в действительности не наблюдается. Попавшая под колёса коч- ка или впадина заставляет технику рыскать из стороны в сторону. Чем крупнее размер таких «неоднородностей», тем сильнее ма- шина стремится повернуть, и тем большее усилие нужно приложить к рукояткам руля, чтобы вернуть её на прежний курс. И чем тяжелее мотоблок, тем сложнее наставить его «на путь истинный».
У нас на пути оказались колеи глубиной 15–20 см, оставленные какой-то громоздкой техникой, которые пришлось пересекать под острым углом. И вот здесь-то стало понятно, что тяжёлый дизельный мотоблок, решивший вдруг «прогуляться» не туда, куда ты его направляешь, — штука весьма неуступчивая. Пока он идёт по ровной местности, всё в порядке. Небольшие неровности не являются серьёзной проблемой, при пра- вильной настройке плуга борозда останется ровной, а оператор без особого труда вернёт рыскающую из стороны в сторону машину на нужную траекторию с помощью руля. Но чем тяжелее мотоблок, чем больше у него тяговое усилие, тем сложнее задача. И если попадается, например, колея, как у нас, то мотоблок уходит в сторону с неотвратимостью портового буксира. Тут действуют обычные законы механики. Чем больше вес мотоблока и тяговое усилие двигателя, тем тяжелее приходится оператору, когда ма- шина всерьёз вознамерится «пойти налево». Или направо — без разницы. Так что, оценивая вашу «целину» на предмет возможности её вспашки, обязательно изучите не только плотность почвы, но ещё и рельеф местности.
|
|
|
MasterYard QJ Diesel TWK+ на целине. В принципе, на ровной местности пашет вполне успешно. И тянет уверенно, и пласт оборачивает, несмотря на то, что нагрузка очень большая. Проблемы начинаются на неровностях, причём не столько у мотоблока, сколько у оператора. |
|
Результаты работы MasterYard QJ Diesel TWK+. Он справляется, даже вторую борозду удалось проложить. Но она не параллельна первой, как должно было быть. Значит, между бороздами остаются не пропаханные участки. В таком случае нужно перепахивать весь участок ещё раз, в перпендикулярном направлении. И мы не говорим о том, каких усилий стоит вспахать даже с таким качеством. Скажем так: если от этого будет зависеть жизнь, то рано или поздно вспашешь мотоблоком и такую почву. Но лучше провести первичную обработку трактором. Зато поздней осенью тяжелый дизельный мотоблок с оборотным плугом поможет вам быстро и с минимальными усилиями вспахать уже обработанную почву, перевернув пласт — это сократит количество вредителей и сорняков в следующем сезоне. |
Кочки и прочие мелкие неровности могут доставить и другие неприятности. Если почва давно не обрабатывалась, то логично предположить, что нагрузка на технику как минимум велика, а то и близка к предельной. Теперь представьте — подготовили технику, настроили плуг, поехали… вроде бы процесс пошёл. Но тут попадается едва заметный бугорок с чуть более плотной корневой системой, и машина встаёт на месте, колёса буксуют — не хватает веса. Может, это и звучит несколько странно, когда речь идёт о технике весом полтора центнера, но такое бывает. Целина — штука временами коварная. Чтобы двигаться дальше, надо приподнять плуг, потянув рукоятки вверх, — вариант «сдать назад и повторить» иной раз не даёт нужного результата. Однако плуг-то увесистый, так что нагрузка на руки будет, мягко говоря, очень ощутимой.
Всё вышеизложенное в полной мере относится к MasterYard QJ Diesel TWK+. В условиях нашего теста он уверенно пашет на ровных участках на достаточную глубину, полностью оборачивая пласт. Но колеи и кочки стали очень жёстким испытанием, причём не столько для мотоблока, сколько для оператора. При пересечении колеи машина норовит уйти в сторону, предотвратить это невозможно. Можно потом вернуть мотоблок на нужное направление, но борозда всё равно уже испорчена, на ней появился изгиб, который в лучшем случае будет воспроизводиться дальше. На каждой кочке, где мотоблок буксует, приходится работать рулём вверх-вниз, это тоже очень нелегко.
Более лёгкий Caiman Trio 70 C3 продемонстрировал схожее поведение, но с одной поправкой — пашет на значительно меньшую глубину. На ровных участках, естественно, но тем не менее — пашет. И при пересечении колеи его легче удержать от поворота, легче приподнять плуг, когда он застревает, — просто в силу меньшего веса техники.
|
|
|
Волнообразный изгиб борозды возник при пересечении колеи. Удержать мотоблок от поворота оказалось невозможно, для этого он слишком тяжёлый и тяговитый. Или у меня сил маловато. «Носорог подслеповат, но при его весе это не его проблема» — эта поговорка вспоминалась мне на каждом подобном дефекте рельефа. | Пытаемся пахать мотокультиватором Caiman Trio 70 C3 с прицепленным плугом. На ровных участках получается вполне успешно, только глубина, естественно, меньше, чем у MasterYard. Но неровности рельефа создают те же проблемы, с которыми уже довелось столкнуться при работе дизельным MasterYard. |
Есть ли альтернатива?
Для обработки именно целины разработаны специальные фрезы, которые иногда называют «гусиные лапки». Если обычная фреза — это изогнутая и заточенная по всей длине стальная полоса, то «гусиные лапки» напоминают мотыгу — у них лезвие расположено на конце. И работает оно по тому же принципу, что и мотыга. Нам доводилось тестировать мотоблоки с такими фрезами, но в других условиях, на совершенно других почвах. С уверенностью можем утверждать, что твёрдую почву такие фрезы измельчают достаточно эффективно. Возможно даже, что первичная обработка выбранного нами участка подобными фрезами существенно облегчила бы дальнейшую работу. Дело в том, что культивирование, на мой взгляд, требует от оператора меньших усилий. На твёрдой почве, которая с трудом поддаётся обработке, нужно просто нажать на руль вниз, зафиксировав мотоблок на месте с помощью сошника. И пусть он молотит своими фрезами, стоя на месте, — постепенно они разобьют твёрдый верхний слой, а заодно и разровняют неровности. Таким методом реально даже колею выровнять. Но, повторимся, эти выводы основаны на предыдущем опыте использования таких фрез, в других условиях. Хорошо бы провести испытания на том же участке, где мы пахали, чтобы окончательно убедиться в своей правоте — не исключено, что в следующем сезоне мы предпримем такую попытку.
Однако уже сейчас можно сказать, что, даже если такие фрезы и справятся с целиной, быстрым этот процесс точно не будет. И тоже потребует значительных физических усилий от оператора. И здесь тоже нужен именно тяжёлый мотоблок: чем больше вес, тем эффективнее культивация. То есть целину-то вы, возможно, поднимете, но потом приходите к тому же, что и в случае с плугом: потратили кучу времени, сил, денег, и получили обработанный участок… а «довеском» — также тяжёлый и мощный мотоблок, для которого больше нет подходящей работы. Разве что грузы возить в прицепе. Можно ли считать такое решение проблемы экономически целесообразным? Однозначно нет!
А вот теперь напомним ту идею, которая была озвучена в начале статьи: «Вам не нужен мотоблок»! Пахать мотоблоком целину — это примерно то же самое, как покупать собственный грузовик, когда вы переезжаете на другую квартиру. Да, перевезёте все вещи за один раз, а что будете делать потом с этой техникой?
Оптимальный вариант заключается в том, чтобы в первый раз обработать целину чем угодно, кроме мотоблока. Лучше всего трактором, который пройдёт весь участок сначала плугом (в идеале — два раза, вдоль и поперёк), а потом дисковыми фрезами. Вы сэкономите собственное время, силы, убережёте руки от кровавых мозолей и получите ровную ухоженную почву, которую в дальнейшем легко сможете обрабатывать даже небольшим культиватором. В самом крайнем случае, если по каким-то причинам трактор недоступен (трудно себе такое представить, но мало ли) — наймите кого-то, кто вскопает землю лопатой. Да, это будет медленно, но это будут уже не ваши проблемы.
Разница в цене между тяжелым мотоблоком со всем необходимым навесным оборудованием и культиватором гарантированно покроет расходы на трактор, так что в деньгах вы не потеряете. Зато получите в своё распоряжение гораздо более востребованную машину.
Зачем вообще пахать?
И теперь закономерный вопрос — если целину пахать трактором, то для чего вообще для мотоблоков делают и продают плуги?
Что же тогда предлагается пахать?
Ответ простой — плуг мотоблоку нужен не для того, чтобы поднимать целину. Он нужен для того, чтобы вспахать ваш огород один раз в год, осенью, сразу после наступления первых заморозков. Не в августе, не после того как убран урожай, а именно когда начались заморозки. И обязательно с переворотом пласта, поэтому нужно пахать, а не культивировать. При вспашке слой почвы оборачивается и ушедшие зимовать в почву садовые вредители оказываются на поверхности, где и погибают от морозов. Эта процедура также вымораживает корни сорняков. Так что смысл пахоты заключается именно в борьбе с сорняками и вредителями, а не в том, чтобы пахать то, что с огромным трудом поддаётся обработке.
Немного о культиваторах
К пахоте приспособлены многие культиваторы, плуги и сцепки обычно продаются отдельно. Поэтому, выбирая культиватор, вы не обязательно лишаете себя возможности пахать. Выше мы продемонстрировали это на примере Caiman Trio 70 C3 – пашет ведь, причём целину.
Как уже было сказано, это культиватор тяжелого класса. Он предназначен для обработки участков площадью до 20 соток, это официальная рекомендация производителя. Если ваш участок имеет меньшую площадь, то имеет смысл присмотреться к ещё более лёгкой технике. Для стандартных 6–8 соток прекрасно подходит Caiman Mokko. Машина лёгкая (39 кг), компактная, и при этом очень манёвренная. На небольших приусадебных участках особо негде разгуляться — там клумба, здесь яблоня, а тут и вовсе забор. Длинных прямых прогонов нет, постоянно приходится сдавать назад и поворачивать машину. При таких условиях небольшой вес очень помогает. «Мокко» реально вытащить на себя руками, даже если он загребает фрезами вперёд. Кстати, это очень удобная технология обработки, эффект как от культиватора с активной фрезой, у которого колёса тянут машину в одну сторону, а фреза вращается в противоположную.
|
Caiman Mokko — лёгкий культиватор, весит всего 39 кг. Но он прекрасно справляется с рыхлением грядок. Небольшой вес и наличие реверса делают его очень манёвренным и чрезвычайно удобным для работы на участках сложной формы с множеством препятствий вроде клумб, деревьев, заборов и т. д. |