Многие из тех, кто устал убирать снег лопатой и задумался о покупке специализированной техники, задаются вопросом: «Что купить – именно снегоуборщик, или мотоблок с навесной снегоуборочной приставкой»? Оба решения имеют свои преимущества и недостатки, и выигрышным может оказаться любой – всё зависит от конкретной ситуации. Особенности работы каждой из машин неплохо известны, и выбор в принципе можно было бы сделать даже на основе логических умозаключений, не проверяя технику в работе. Но, конечно, гораздо удобнее, когда теорию можно проверить практикой. Мы решили провести сравнительный тест снегоуборщика и мотоблока со снегоуборочным адаптером, в одинаковых условиях, и проверить теорию практикой. Выбор пал на модельный ряд бренда Caiman, из него мы взяли две машины: двухступенчатый снегоуборщик Caiman Valto 24S и мотоблок Caiman Vario 70C. Они практически идентичны по мощности и ширине очистки, так что сравнение совершенно логичное. Тест проводился совместно с магазином «Самоделкин» в городе Павловский Посад Московской области, мы убирали снег на расположенном поблизости от магазина стадионе. Мы сняли видеоролик, где детально показано, как работают обе машины в одинаковых условиях. Ну а для тех, кому удобнее текст – пожалуйста, есть статья.
Двухступенчатый шнекороторный снегоотбрасыватель Caiman Valto 24S
ДВИГАТЕЛЬ: Subaru SX30 Snow Power; OHС; 211 см3 |
|
ЗАПУСК: электрический от сети 220 В; ручной |
|
ТРАНСМИССИЯ: механическая; 6 передних и 2 задние скорости |
|
ПАРАМЕТРЫ ОЧИСТКИ: ширина — 610 мм; высота — до 520 мм |
|
ДИАМЕТР ШНЕКА: 320 мм |
|
ДИАМЕТР КРЫЛЬЧАТКИ: 300 мм |
|
ДАЛЬНОСТЬ ВЫБРОСА (макс.): 15 м | |
ШАССИ: колёса; диаметр — 16” (40 см); ширина — 6,5” (16 см) |
|
УГОЛ ПОВОРОТА ЖЁЛОБА: 200° |
|
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 6,1 л |
|
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 1,0 л |
|
ВЕС: 110 кг |
|
ОСОБЕННОСТИ: зубчатый стальной шнек; регулировка направления выброса — рычагом, с панели управления; регулировка дальности выброса — рычагом, с панели управления; система облегчения поворота — рычажки на рукоятках; подогрев ручек; галогеновая фара; направляющие для разделения сугробов. |
|
ЦЕНА (Москва, январь 2022 г.): 190 000 руб. |
Мотоблок Caiman Vario 70C
ДВИГАТЕЛЬ: Caiman Green Engine 212CC; OHV; горизонтальный вал; поперечное расположение; 212 см³ |
|
МОЩНОСТЬ (макс.): 5,2 кВт (7,0 л. с.) | |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,5 л |
|
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л |
|
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач — 2 передние, 1 задняя; отбор мощности с помощью шкива |
|
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
|
ШИРИНА ОБРАБОТКИ (при культивации): 400/ 600/ 900 мм; глубина обработки — до 320 мм |
|
КОМПЛЕКТАЦИЯ: шесть секций почвофрез (3х2); диски для защиты растений; съёмные защитные крылья; сошник; пневматические колёса; удлинители колёсных осей |
|
ВЕС: 74,0 кг |
|
ЦЕНА (Москва, январь 2022 г.): 69 000 руб. |
Теоретические выкладки
Преимущества снегоуборщика (он же – снегоотбрасыватель):
— У него более производительная и эффективная двухступенчатая конструкция рабочего механизма. Шнеки сгребают снег в центр и вглубь ковша, там расположен ротор, который иногда называют турбиной – колесо с лопатками. Скорость его вращения в разы выше, чем у шнеков, потому что шнеки соединены с двигателем через отдельный собственный редуктор. У мотоблочного адаптера конструкция намного проще, выбрасывающий ротор установлен на одном валу с шнеками и вращается с той же скоростью, что и они. Поэтому теория утверждает, что специализированный снегоуборщик имеет более высокую производительность, и кидает снег дальше. Как выяснилось, на практике не всегда всё настолько однозначно, хотя бы потому, что дальность выброса – параметр крайне неоднозначный, он очень сильно зависит от состояния снега и меняется в очень широком диапазоне. Но теория тоже не на пустом месте возникла, и в целом она, конечно, верна – двухступенчатый механизм и вправду более производительный. При этом дальность выброса может быть сопоставимой (что хорошо заметно в видео), но специализированная машина движется быстрее, и скорость уборки снега у неё и в самом деле значительно выше. И здесь сказывается влияние другого важного конструктивного узла – трансмиссии.
Высота и дальность выброса сопоставимы, несмотря на серьёзные отличия в конструкции рабочего механизма.
— Под трансмиссией в данном случае понимаем механизм, который передаёт вращение от вала двигателя к колёсам и к рабочему механизму. При этом очень желательно, чтобы шнеки и ротор (если он есть) вращались максимально быстро, а вот скорость поступательного движения могла бы регулироваться в широком диапазоне. В таком случае машина будет успевать «прожевать и выплюнуть» даже самый глубокий или тяжелый снег, не буксуя. Так вот, у мотоблока и снегоуборщика трансмиссия принципиально разная. Если говорить именно об участниках теста, то у Valto 24S шесть передач вперёд и две назад, механизм переключения передачи – вариатор. На мотоблоке – две вперёд и одна назад, но цепной редуктор, который способен передать гораздо более высокий крутящий момент, чем вариатор. Но выбор оптимальной скорости вращения колёс именно при уборке снега не так богат, как у снегоуборщика. По факту – одна лишь первая передача, потому что на второй и на максимальном газу мотоблок разгоняется до 10 км/ч… при попытке убирать снег на такой скорости он попросту захлебнётся. Однако у мотоблока есть ещё и регулировка за счет оборотов двигателя, причем именно на Caiman Vario 70C диапазон этой регулировки наиболее широкий среди всех представленных на рынке машин – от 28 до 165 об/мин. Это снегоуборщик требует максимальных оборотов двигателя для эффективной работы, а вот фрезы культиватора, например, скорее наоборот, работают на малой частоте. Так что две передачи – это не недостаток, просто конструктивная особенность, которая именно при уборке снега уступает в эффективности вариатору снегоуборщика, но в других ситуациях, наоборот, является серьёзным преимуществом.
Качество очистки тоже примерно одинаково.
Из всего этого следуют такие выводы. В одинаковых условиях снегоуборщик, конечно же, эффективнее – как и в любой ситуации, когда сравниваем узкоспециализированный инструмент против универсального. Но зато снегоуборщик работает только в течение сезона, и не более того. И способен только убирать снег – при равной мощности он не способен тащить прицеп, не поможет с обработкой почвы, не скосит траву. А вот мотоблок трудится круглый год. Поставить гусеницы – превратится в мотобуксировщик, который легко бежит по укатанному снегу, а порой и по рыхлому глубокому, и тащит за собой сани с грузом порядка 200 кг (водитель и пассажир, проверяли именно на Caiman Vario 70C). Мотоблок с адаптером дешевле, на разницу в цене можно приобрести ещё большой ассортимент навесных и прицепных орудий.
Но всё это – общие теоретические принципы. Рассмотрим всё-таки именно уборку снега – так ли уж сильно уступает мотоблок снегоуборщику? Видеоролик очень хорошо показывает отличия, можно было бы ограничиться только им, но мы ещё и в статье расскажем свои впечатления.
Дано: снег примерно по колено, довольно сильно слежавшийся, но не перемёрзший. В основном нетронутый, но валы перелопаченного снегоуборочными тракторами снега мы тоже нашли и проходили, с целью понять, сильно ли они затрудняют работу. Оценивали скорость уборки, качество (много ли снега остаётся), а также насколько всё это легко или тяжело. И вот какое мнение у нас сложилось.
Есть и разница – со снежным «бруствером» снегоуборщик справляется без проблем, мотоблок – в лучшем случае на пределе возможностей. Зато глубокий, но нетронутый снег перекидывает весьма бодро.
Снегоуборщик работает примерно вдвое быстрее мотоблока. Работать им легче, меньше устаёшь, машина идёт равномерно, стабильно. Подогрев рукояток – вещь: ну или надевайте самые тёплые варежки или перчатки из тех, что у вас есть. И очень желательно такие, что не промокают: снежная пыль летит повсюду, оседает в том числе на перчатках, тает, они промокают и руки мёрзнут.
Мотоблок отбрасывает снег примерно на такое же расстояние, что и снегоуборщик – вот это оказалось неожиданным, думали, что разница будет намного более серьёзной. Также удивило, что он в принципе справляется с такой нагрузкой. Справляется где-то близко к пределу своих возможностей, не раз приходилось останавливать движение машины, чтобы дать шнекам возможность «прожевать и выплюнуть» снежную массу, набившуюся в ковш – иначе двигатель мог заглохнуть (что тоже несколько раз произошло). Но ведь работал же, и работал весьма уверенно. И качество очистки ничуть не хуже, чем у снегоуборщика.
Но вот приятных «мелочей» вроде подогрева рукояток или фары у мотоблока нет. И регулировка направления выброса куда менее удобная, надо бросать рычаги, подходить к выпускному жёлобу, за рукоятку разворачивать его в нужную сторону… Ну и в целом мотоблок более громоздкий, он длиннее, и с адаптером, может, даже тяжелее снегоуборщика. Но ещё раз повторимся – в плане производительности удивил, мы думали, что он вообще в таких условиях работать не сможет – а он работал, и работал отлично.
По итогам теста мы составили такой вот «чек-лист» — несколько вопросов, ответы на которые упрощают выбор. Вопросы расставлены не хаотично, а в порядке убывания степени значимости – опять же, на наш взгляд, который естественно, может быть субъективен.
Как часто предполагается убирать снег?
Убирать свежевыпавший снег несложно. Слежавшийся, а тем более оттаявший и вновь промороженный, намного труднее. И мотоблок, и тем более снегоуборщик справятся с такой задачей, но с разной скоростью. Если есть возможность убирать снег быстро, не позволяя ему залёживаться, то подходят оба варианта, и можно переходить к следующим критериям. Если вы приезжаете раз в неделю, а то и две, и надо быстро освободить проезд и парковку от навалившего снега, то снегоуборщик явно предпочтительнее.
Нужна ли в принципе универсальность?
Если бы мы опирались только на теорию, то этот вопрос был бы первым в чек-листе. Вполне логично сначала определиться, есть ли ещё какой-то фронт работ для техники, и если да, то смотреть в сторону мотоблока. Но поскольку мы в качестве приоритетной рассматриваем в этой статье именно уборку снега, то и отталкиваться решили именно от этой приоритетной задачи. Потому что можно, конечно, польститься на универсальность, но при редких визитах на дачу мотоблок может и не оправдать ожиданий. Справится, но может потребовать больше времени, а ведь как раз его-то очень часто и не хватает.
Но если вы готовы убирать относительно регулярно, то абсолютно уместно задуматься, нужна ли вам в принципе универсальная машина. Потому что с уборкой снега она справится, и вопрос в том, будет ли она храниться в гараже в тёплое время года. Для снегоуборщика это нормально, вынужденный простой компенсируется повышенной эффективностью в работе. Но для мотоблока такие «каникулы» как-то не логичны.
А если и то, и другое?
Одно из ключевых преимуществ мотоблока – универсальность. Он может работать щёткой и убирать снег начисто, снегоуборщик для такого не приспособлен.
Возможен и вариант с покупкой сразу двух машин – снегоуборщика на зиму и мотоблока на весь остальной сезон. Если денег хватит, то почему бы и нет? И тут преимущество не только в том, что зимой получаете максимальную эффективность уборки снега, а летом – возможность решать массу других задач… мотоблоку и зимой найдётся применение. Поставить на него щётку – и вот вам техника «второго эшелона», которая будет идти следом за снегоуборщиком. Двухступенчатые снегоотбрасыватели оставляют тонкий слой не убранным, это особенность их конструкции. И если на дороге или парковке это не критично, то на тротуаре этот тонкий не убранный слой может аукнуться неприятными последствиями. Неловкий пешеход может поскользнуться и упасть, и если техника нужна для обслуживания, например, придомовой территории в каком-нибудь ТСЖ, то «дворник», допустивший такое состояние тротуара, рискует оказаться виновным. Вот чтобы не допускать подобных случаев, имеет смысл держать под рукой технику, способную быстро и предельно качественно убрать снег до сухого асфальта. Так что покупка «сразу всего» далеко не всегда выглядит транжирством.
Тест провели Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Январь 2022 года.