Мотобур для одного оператора Oleo-Mac MTL 51
ДВИГАТЕЛЬ: Emak; 2-тактный; 50,2 см³; 1,5 кВт (2,1 л. с.) |
|
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 1,1 л |
|
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (мин./макс.): 2600/ 9900 об/мин |
|
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО РЕДУКТОРА: 40:1 |
|
ДИАМЕТР ШНЕКА: 80–200 мм |
|
РАБОЧАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ: 250 об/мин |
|
ГЛУБИНА БУРЕНИЯ (макс.): 1,6 м |
|
ВЕС: 9,1 кг |
Данная модель мотобура от итальянской компании Oleo-Mac предназначена для управления одним оператором. Основная область применения — бурение отверстий для столбов уличного освещения, заборов, оград, возможно также использование мотобура в сельском хозяйстве — для посадки деревьев и кустарников. Такие аппараты допускают работу на грунтах до II категории (лёгких, глинистых почвах, в том числе с щебнем или галькой). В общем, мотобур пригодится и строителю, и садоводу.
Принципиальное устройство мотобура довольно просто: центробежное сцепление, понижающий редуктор, стальная рама с рукоятками и двухтактный мотор, который обладает более высокой удельной мощностью в сравнении с четырёхтактным, а значит, техника с ним весит меньше (да и «кантовать» её можно как угодно, в отличие от четырёхтактных). Здесь используется мотор собственного производства (бренд Oleo-Mac принадлежит компании Emak) с кованым коленвалом и никелевым покрытием стенок цилиндра. Сцепление автоматически включается при повышении частоты вращения вала двигателя, в случае заклинивания шнека в земле — проскальзывает, не давая двигателю заглохнуть, а при отпускании рычага «газа» — практически сразу разъединяет двигатель и редуктор, что немаловажно для безопасности. Шнек устанавливается на выходной вал редуктора и крепится с помощью легкосъёмного стального пальца с фиксатором. Удерживают мотобур две рукоятки: левая — «пустая», все основные органы управления скомпонованы на правой рукоятке, или «у правой руки».
Запуск несложен. В бак надо залить смесь автомобильного бензина и масла, затем открыть топливный кран, подкачать с помощью праймера смесь в карбюратор, прикрыть воздушную заслонку, приоткрыть топливную, нажав на рычаг газа и зафиксировав его в среднем положении специальной кнопкой. После этого двигатель заводят ручным стартёром до появления хлопка, открывают воздушную заслонку и снова дёргают за рукоятку вытяжного стартёра. Фиксатор «полугаза» освободится автоматически при нажатии на рычаг газа.
Как и практически все предлагаемые на рынке мотобуры, аппарат поставляется без шнеков. Их приобретают отдельно. Компания Oleo-Mac для этой модели выпускает «земляные» шнеки диаметром 80, 100, 150 и 200 мм, длиной 1 м. Глубину бурения можно увеличить, установив между буром и шнеком специальный удлинитель (штангу) длиной 330 мм. Допускается установка и двух штанг. При бурении глубоких отверстий часто есть резон сначала пробурить отверстие метровой глубины, потом выключить мотобур, отсоединить шнек и поставить между шнеком и валом один удлинитель или два. Это удобнее, особенно если почва твёрдая или имеет включения — камни либо корни деревьев. Модель используют также для сверления лунок во льду, для этого в ассортименте Oleo-Mac есть специальные «ледяные» шнеки («земляными» тоже можно, но они менее эффективны и потребуют более частой заточки или замены режущих элементов).
Обслуживание мотобура не отличается сложностью. Воздушный фильтр рекомендуется чистить каждые восемь часов эксплуатации, смазку в редукторе (150 мл) — менять каждые 100 часов. С учётом того, что «среднее» отверстие метровой глубины можно пробурить за пару минут, нельзя сказать, что эти операции придётся выполнять слишком часто даже при интенсивной работе.
|
|
|
|
|
Бур рассчитан на одного оператора — рама снабжена двумя рукоятками. Левая служит только для его удержания при работе, рядом с ней закреплён прозрачный пластиковый топливный бак, а основные элементы управления скомпонованы на правой рукоятке: рычаг «газа» с блокиратором от случайного нажатия, кнопка «полугаза», использующаяся при запуске, и выключатель зажигания. |
|
Карбюратор установлен «со стороны оператора», закрыт защитным кожухом. Сверху имеется праймер для подкачки топлива, справа расположен стальной рычажок управления воздушной заслонкой двигателя. |
|
На валу двигателя установлен понижающий редуктор с цилиндрическим выходным валом. Слева виден болт — пробка для контроля уровня смазки редуктора. Топливный бак снабжён краном. |
|
|
|
||
|
На фото представлен наконечник специального бура «для льда» со сменными твердосплавными режущими пластинами и направляющим кольцом. «Земляные» (да и многие «ледовые») буры выглядят проще, для них обычно достаточно одной пластины, кольцо не требуется. |
|
Мотобур для двух операторов Oleo-Mac MTL 85R
ДВИГАТЕЛЬ: Emak; 2-тактный; 80,9 см³; 4,2 кВт (5,7 л. с.) |
|
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,3 л |
|
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (мин./макс.): 2400/ 12 000 об/мин |
|
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО РЕДУКТОРА: 85:1 |
|
ДИАМЕТР ШНЕКА: 80–500 мм |
|
РАБОЧАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ: 140 об/мин |
|
ГЛУБИНА БУРЕНИЯ (макс.): 1,76 м |
|
ВЕС: 30,9 кг |
Земляные работы — занятие тяжёлое, и даже при работе небольшими мотобурами наступает предел, когда один оператор уже не может удержать машину: его усилия просто не хватает. Этот предел зависит в первую очередь от диаметра бурения и от плотности грунта (физические возможности оператора тоже важны, но в меньшей степени, ведь его основная задача — удержать машину от проворачивания). Для интенсивных профессиональных работ используют мотобуры, предназначенные для эксплуатации двумя операторами. К таким и относится Oleo-Mac MTL 85R.
Принципиальная схема мотобуров для одного и двух операторов сходна, но есть и ряд различий: более мощный двигатель (здесь также стоит двухтактный мотор производства Emak), редуктор с возможностью включения реверса, шлицевое соединение шнеков и вала редуктора и, разумеется, иная конструкция рамы. Связаны они с тем, что чем больше диаметр отверстия, тем выше и нагрузки.
Передаточное число понижающего редуктора MTL 85R почти вдвое выше, чем у моделей «для одного оператора». Тут всё просто: эффективность работы определяется не столько мощностью, сколько крутящим моментом. Поскольку работающие стоят от оси вращения шнека достаточно далеко, удержать такую модель вдвоём даже проще, чем работать мотобуром для одного оператора, хотя крутящий момент отличается в разы. Такой инструмент может использоваться для сверления отверстий большого диаметра и при работе на грунтах III категории (тяжёлая глина, земля с растительными корнями, крупный щебень).
Редуктор на этой модели оснащён реверсом, включаемым с помощью рычага. Реверс нужен, если мотобур слишком сильно «закопается», при этом, чтобы приподнять шнек, может не хватить усилия и двоих людей. Редуктор и двигатель установлены на раме с раскладывающимися рукоятками, их фиксируют в рабочем положении специальными резьбовыми шпильками. Это решение нечасто встречается среди подобных моделей, основное удобство тут — небольшие габариты в сложенном состоянии, а значит — удобство при хранении и перевозке. Все органы управления находятся со стороны одного оператора, задача второго — только помощь в перемещении и удержании техники при работе.
Мотобур оборудован многоступенчатой системой безопасности. Перед работой включают зажигание — нажимают и фиксируют специальный рычаг на рукоятке с левой стороны от «ведущего оператора». На правой стороне находится рычаг «газа». Перед запуском его удерживают (правильное положение — примерно треть хода рычага) левой рукой, правой вытягивают трос стартёра. Затем «ведущий» меняет хват — берётся за рукоятку обеими руками, прижимая рычаг зажигания, и правой рукой включает рычаг на редукторе, выбирая направление вращения. При отпущенном рычаге газа двигатель будет работать только на холостых оборотах (сцепление выключится, шнек не вращается), а если убрать руку с рычага зажигания — сразу заглохнет.
Для данной модели производителем предлагаются однозаходные шнеки диаметром до 350 мм и двухзаходные (с двумя спиралями) диаметром от 250 до 500 мм. Длина стандартная — один метр. Для увеличения глубины бурения используют штанги — удлинители длиной 380 (допускается установка двух таких штанг) и 600 мм.
Обслуживание такого мотобура принципиально ничем не отличается от обслуживания мотобура для одного оператора. Фильтр рекомендуется чистить каждые восемь часов эксплуатации (или чаще, при работе на «пылящих» грунтах). Масло (трансмиссионное, SAE 90–120, 0,65 л.)
|
|
|
|
|
Мощному мотобуру требуется и соответствующий редуктор с высоким передаточным числом для увеличения крутящего момента на валу шнека. Здесь редуктор по габаритам лишь немногим меньше самого двигателя. |
|
Все элементы управления собраны со стороны «ведущего» оператора. Рычаг воздушной заслонки расположен на двигателе, между мотором и редуктором находится рычаг выбора направления вращения, перед запуском его ставят в «нейтральную» позицию. |
|
Модель рассчитана на работу с высокими нагрузками. Выходной вал редуктора — шлицевой, с кольцевой проточкой, на валу шнеков и удлинителей имеется фиксатор — подпружиненный штифт. |
|
|
|
||
|
При хранении и транспортировке мотобура его рукоятки можно сложить — в разложенном состоянии они фиксируются с помощью специальных блокирующих резьбовых шпилек с удобными рукоятками. |
|