На что обращать внимание при выборе мотоблока
Иной раз читаешь форумы в Интернете, и складывается впечатление, что идеальный мотоблок в глазах многих — это хтоническое чудовище с тракторным дизелем, на колёсах от «Кировца», ростом с человека, с огромным плугом (привет старине Фрейду) и стоимостью три копейки (а это уже привет жабе). Ну и список доступного навесного оборудования чтобы выглядел, как ипотечный договор — минимум на дюжину листов двухсторонней печати мелким шрифтом.
А если серьёзно? Неужели в мотоблоке больше не на что посмотреть? Ещё как есть. Возьмём, к примеру, Caiman Neo 50S C3 и рассмотрим его в деталях, обращая внимание на каждую мелочь. Почему именно его? Да просто нам так захотелось. Можно и любой другой, но это уже оставим вам, дорогие читатели, в качестве домашнего задания. Рассматривайте, сравнивайте, ищите отличия и делайте выводы.
ДВИГАТЕЛЬ: Subaru EP 16, OHC; горизонтальный вал; продольное расположение; 169 см³; максимальная мощность 4,2 кВт (5,7 л. с.) при 4000 об/мин |
|
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,4 л |
|
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л |
|
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
|
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач: 2 передние/1 задняя; отбор мощности с помощью шкива (опция) |
|
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки (при культивации) — 400/600/900 мм; глубина обработки — до 320 мм |
|
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 6 секций почвофрез, диски для защиты растений; съёмные защитные крылья; сошник |
|
ВЕС: 55,0 кг |
|
ДВИГАТЕЛЬ Хоть пару слов, но сказать про мотор необходимо. Как ни крути, это действительно один из ключевых узлов. На рынке двигателей для малой садовой техники Subaru входит в тройку лидеров наряду с Honda и Briggs&Stratton. Конкретно на этой машине установлен мотор Subaru EP16 мощностью 5 л. с. На наш взгляд, оптимальная мощность для столь лёгкого мотоблока. |
|
|
||
|
ТРАНСМИССИЯ Следующая по важности «деталь», состоящая из трёх отдельных узлов. Коробка передач, далее — редуктор, передающий крутящий момент от коробки к фрезам, а между ними — сцепление. И каждое из этих устройств заслуживает отдельного упоминания. Коробка передач 2+1 Neo Здесь она механическая, такие часто называют шестерёнчатыми. Двух передних передач и одной задней вполне достаточно для любых видов работ. Такие коробки передач очень надёжны и прекрасно «переваривают» работу с высокой нагрузкой. Для мотоблока это чаще всего обработка «тяжёлых» почв. Переключение передач — с помощью вынесенного к оператору рычага, практически как в автомобиле. |
|
|
Сцепление А вот здесь небольшой сюрприз. Рычаг с переменным усилием сопротивления — в полностью нажатом положении оно ничтожно мало. Есть блокировка случайного нажатия. Да и сама конструкция сцепления хорошо продумана, исключает пробуксовку ремня. Но почему рычаг направлен вниз? Его же нужно постоянно прижимать пальцем. Это практически не требует усилия, но если работать на нём с раннего утра и до вечера… Будь ты хоть сам Терминатор — рука к концу дня устанет. Лично я бы просто развернул рычаг. Тогда, чтобы удерживать сцепление включённым, достаточно положить на него руку. Просто положить сверху и всё (только про блокировку не забываем). Так гораздо проще и легче. Кстати, рычаг можно даже перенести на другую сторону, если удобнее включать его левой рукой. Набор отверстий под крепёж идентичен с двух сторон. Очень предусмотрительно. |
|
|
Редуктор Fast Gear II Редуктор профессионального класса, то есть также рассчитанный на длительную работу с высокой нагрузкой. Внутри — цепной привод, корпус сделан очень узким, чтобы минимизировать сопротивление при культивации. Соединение половинок корпуса редуктора с помощью болтов говорит о том, что конструкция ремонтопригодная. Это несомненный «плюс». |
|
|
Транспортное колесо Оно, как шасси для самолёта, — в целом необходимая деталь, но в воздухе не нужна и даже вредна, поэтому во время полёта шасси убирают. Вот и транспортное колесо на время работы нужно поднять, чтобы не создавало помех. Здесь колесо большое и широкое, катить мотоблок будет легко. |
|
|
Регулировка рукояток в двух плоскостях Иногда при демонстрации этой особенности почему-то ограничиваются показом только возможности регулировки в горизонтальной плоскости. Это удобно, когда надо нарезать гряды под посадку корнеплодов — идёшь не по борозде, а рядом с ней, не топча её. Также это позволяет работать вплотную к забору либо кустарникам. Такая регулировка смотрится эффектнее, но настройка под рост, пожалуй, даже важнее. Во время культивации оптимальное положение — когда руки выпрямлены почти полностью. Тогда давишь на ручки всем весом, почти не напрягая рук, и не устаёшь. А если руки согнуты… ну это примерно как носить наполненные вёдра на вытянутых руках. Можно, особенно если силы много, но очевидно, что «традиционный метод» гораздо менее утомителен. У «Каймана Нео» есть обе регулировки, причём количество ступеней достаточно большое, чтобы можно было говорить о «псевдоплавной» настройке. То есть почти плавной. И ещё один небольшой нюанс — обратите внимание на фиксирующую рукоятку. Она объёмная и не режет ладонь, даже когда сильно затянута. И перехватывать её нет необходимости, просто взял и крути. |
|
|
Фрезы Razor Blade Быстросъёмные фрезы из закалённой стали. Саблевидная форма — чтобы снизить вибрацию (обратите внимание на этот момент, мы к нему ещё вернёмся). Можно ставить одну или две секции с каждой стороны, или обе секции вместе, что позволяет менять ширину захвата. |
|
|
Сошник А это — тормоз, в самом прямом смысле этого слова. Сошник нужен для того, чтобы заставить мотоблок стоять на месте и при этом бодро шевелить фрезами. Без него машина ускачет вперёд, и её не удержишь никакими силами. Как видим, сошник здесь несимметричный: с одной стороны прямой, с другой — загнутый. Прямой конец — для твёрдой почвы, гнутый — для вязкой. И регулировка по высоте здесь предусмотрена, то есть, по сути, настройка глубины культивации (чем сошник выше, тем глубина меньше). |
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Как короля делает свита, так и мотоблок — навеска. Чаще всего покупают плуги, окучники и прочие почвообрабатывающие устройства. И здесь тоже есть к чему присмотреться.
|
|
Колёса с грунтозацепами и удлинители осей Столь экзотические колёса нужны для вспашки. Они не «замыливаются» в отличие от резиновых, а высокие грунтозацепы обеспечивают необходимую тягу. Удлинители осей позволяют задать нужную ширину колеи. Чтобы мотоблок при вспашке одним колесом шёл в борозде и при этом не сильно кренился. Кстати, удлинители совсем не обязательно ставить парой. Иногда удобнее несимметричное расположение колёс. |
Плуг
Плуг в собранном виде выглядит как очень простое устройство, но и здесь тоже можно найти много интересного.
|
1. Соединение сцепки и мотоблока. Как видим, сцепка фиксируется одним шплинтом. Но соединение получается жёстким, нет ни люфта вправо‑влево, ни возможности для его регулировки. Что, в общем-то, неправильно. Получается, что каждое небольшое отклонение плуга в сторону будет передаваться на руки оператора. А это чревато повышенной утомляемостью. | |
|
2. Компенсация наклона мотоблока. Когда ведёшь вторую и последующие борозды, мотоблок занимает наклонное положение. Одно колесо в борозде, второе идёт по невспаханной почве — отсюда и наклон. Плуг при этом, естественно, тоже наклоняется. Чтобы выровнять его, нужно иметь возможность повернуть сцепку. Делается это с помощью такого вот устройства с двумя дугообразными прорезями. | |
|
||
|
3. Регулировка глубины вспашки. Ряд отверстий в стойке плуга позволяет ставить его выше или ниже, тем самым настраивая оптимальную глубину обработки. Как ни странно, такая возможность есть не у всех плугов, поэтому при выборе обязательно нужно проверять этот момент. | |
|
4. Регулировка угла атаки. Показан наиболее удобный и надёжный вариант — винтовой регулятор. Настройка плавная, и к тому же не собьётся, несмотря на вибрацию. | |
|
5. Боковой упор полевой доски. С одной стороны на плуг давит переворачиваемый пласт. С другой — «стенка», образующаяся после срезания пласта лемехом. Эти две силы должны уравновешивать друг друга. Широкий уголок в качестве полевой доски — хороший выбор, есть чем воспринимать силу сопротивления опоры со стороны «стенки». Значит, плуг будет идти прямо, без постоянного «увода» влево. | |
|
6. Сменный наконечник лемеха. Это самая быстро изнашивающаяся часть плуга. Здесь она сменная, фиксируется двумя болтами, снимается и ставится очень быстро. Значит, по мере износа не придётся выкидывать весь плуг, достаточно заменить лишь одну деталь. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Нам довелось попробовать Caiman Neo 50S C3 в работе, и мы отметили один интересный факт. При культивации машина идёт настолько плавно, что можно вести её одной рукой, держа в другой стакан с кофе. Конечно, это достижимо только при регулярной обработке почвы, на целине такой фокус не прокатит. Тем не менее для машины характерна повышенная «плавность хода». Откуда она взялась? Мы об этом уже писали, этот эффект обеспечивают узкий корпус редуктора и специальная форма фрез Razor Blade.
РЕЗЮМЕ
Caiman Neo 50S C3 — не просто мотоблок. Конечно, это универсальная машина, способная решать широкий круг задач, но интересна она ещё и продуманной до мелочей эргономичной конструкцией, благодаря чему очень удобна в работе.